Понятия со словосочетанием «православный паломник»

Связанные понятия

Архонда́рик или фонда́рик (греч. αρχονταρικόν, от άρχοντας — аристократ, знатный человек) — приёмная комната для гостей в православном монастыре, также гостиница для паломников, как правило, в Греции (на Афоне, в Метеорах) или в Египте (Синайский монастырь). В архондарике также ведутся духовные беседы с паломниками. Название происходит от греческого слова архонт, означающего именитого посетителя монастыря, которого принимали с особым почётом.
Студи́йский уста́в — набор правил и указаний, определявший порядок служб и регламентировавший использование основных богослужебных книг в византийской литургической традиции IX—XIV веков. Своим происхождением устав обязан преподобному Феодору Студиту (ум. 826), настоятелю Студийского монастыря.
Идиоритм, или особножи́тие, особножи́тельный монастырь (греч. μόναστήριον ιδιόρυθμον, букв. — особый, своеобразный; также идиорритма, идиоритми́ческий монастырь, особножи́тный монастырь, своежи́тие; иногда, обычно в России синодального периода — шта́тный монастырь) — особый вид православных монастырей в противоположность общежительным монастырям.
Типико́н (церк.-слав. Тѷпїко́нъ, Ти́пикъ), (греч. Τυπικόν от τύπος — образец, устав) — церковно-богослужебная книга, устанавливающая порядок православного богослужения или Богослужебный устав, который регламентируется общими уставными главами, месяцесловом с описанием соединения богослужения подвижных и неподвижных годовых богослужебных кругов в Марковых главах, указаниями о совершениях храмовых (престольных) праздников, правилами о постах, монастырском общежитии, трапезе и о других сторонах церковной...
Местночти́мые святы́е — в исторических церквях святые, канонизированные в рамках отдельной епархии, или почитаемые лишь в определённом регионе, и не имеющие общецерковного почитания.
Богослуже́ние миря́нским чи́ном (мирским, соборно-приходским, намного реже — бессвященническим, безсвященнословным) — христианское богослужение, совершаемое в отсутствие священника и без Евхаристии. По форме — обедница (не путать с обедней) — это собрание верующих с чтением молитв, пением христианских гимнов и чтением Священного Писания. Такие богослужения проводят сами миряне.
Преподо́бный (др.-греч. ὅσιος) — особый разряд (лик) святых, угодивших Богу монашеским подвигом. Иными словами, преподобные — «святые из монахов, кто молитвой, постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу» и преуспел в этом уподоблении. Конечно, и при других видах христианского подвига происходит уподобление Христу: «В каждом чине святых существуют примеры достижения этого подобия. Мученики, равноапостольные, святители, праведные — каждый в своей мере исполнил заповедь Господа о...
Пало́мничество (от лат. palma «пальма»; от пальмовой ветви, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа) — путешествие верующих с целью поклонения к географическим местностям и реликвиям, имеющим сакральное значение в данной религии. Богомольца, совершающего такое путешествие, называют паломником или пилигримом (от лат. peregrinus «чужеземец, странник»).
Моле́бен (церк. болг. — «молебный», «молитвенный») в православном богослужении — краткое частное богослужение просительного или благодарственного характера (благодарственный молебен) с молитвенным обращением к Богу, Богородице и другим православным святым. Обычно совершается на средине храма в связи с какими-либо событиями и памятными датами. Несколько молебнов могут объединяться в один общий.
Монасты́рский уста́в — свод правил проживания монахов в общежительных монастырях, который может содержать также порядок совершения богослужений. Возникновение и развитие монастырских уставов тесно связано с появлением Типиконов, определяющих порядок совершения церковных служб. Современные монастырские уставы содержат как общежительные правила (дисциплинарная часть, описание обязанностей по послушаниям, наставления по духовному совершенствованию), так и литургический раздел.
Ге́рман Валаа́мский — православный монах, «начальник», то есть основатель (вместе с преподобным Сергием), Спасо-Преображенского монастыря на острове Валаам в Ладожском озере.
Афонские подворья известны в истории в основном как место проживания паломников, направляющихся на Святую Гору Афон. Часто рядом находилась церковь. Афонские подворья были связующим звеном между Святой Горой Афон и столицей Российской империи Санкт-Петербургом.
Византи́йский обряд, греческий обря́д — один из восточных литургических обрядов. Используется различными православными и восточнокатолическими церквями. Обычно, когда говорят о «православном богослужении», имеют в виду именно византийский обряд, хотя существуют православные общины, использующие другую литургическую традицию; равно как и грекокатолики проводят богослужения по византийскому обряду.
Панаги́я (греч. παναγία — «всесвятая») — небольшой богато украшенный образ Богоматери (реже Спасителя, Троицы, святых, распятия, библейских сцен), чаще всего округлой формы, носимый архиереями на цепочке у своей груди.
Миссионе́рская Литурги́я (от лат. missio «посылка, отправление») - частный случай миссионерского богослужения, когда толкованию подлежит православное богослужение под названием "Литургия". Миссионерское богослужение может совершаться в форме объяснения других богослужений, Таинств и чинопоследований Православной Церкви.
Собо́р всех преподо́бных отцо́в, в по́двиге просия́вших — переходящий праздник Православной церкви, совершаемый в субботу сырной седмицы. Это единственный день в году, когда соборно совершается память всем святым преподобным.
Миссионерская Литурги́я Иоа́нна Златоу́ста — частный случай миссионерского богослужения. Это православное богослужение, которое в дополнение к главной своей цели — общению с Богом — решает задачу приближения литургической культуры Православия к пониманию людей. Поставлена такая задача в общецерковном документе Русской Православной Церкви под названием «Концепция миссионерской деятельности РПЦ» от 27 марта 2007 г. Достигается эта задача через объяснение смысла и значения богослужения непосредственно...
Моленная — в России (особенно у старообрядцев) помещение для совершения богослужения, домашняя церковь. В царских хоромах моленная также называлась Крестовая комната.
Екклисиа́рх (греч. ἐκκλησιάρχης — буквально: «церквеначальник» от греч. ἐκκλησία — «церковь» + греч. ἀρχή, ἀρχῆς — начальствование, командование; управление, власть), также экклезиарх, эклизиарх, екклесиарх — церковнослужитель, наблюдающий за церковным зданием и порядком богослужения.
Старообрядческая икона в целом продолжает традиции древнерусской иконы. Поскольку старообрядцы считают, что не они откололись от православия, а как раз официальная церковь отпала от исконной древлеправославной веры, начиная со второй половины XVII века старообрядцы выступили защитниками византийского и древнерусского канона в иконописи.
Церковнослужи́тель в православии — клирик, помогающий священнослужителям в совершении богослужения. Церковнослужители составляют так называемый низший клир. В настоящее время в Православии осталось только три степени церковнослужителей, в которые ставленники всегда последовательно возводятся через чин архиерейской хиротесии (в монастырях хиротесию совершает игумен)...
Послуша́ния, церко́вные послуша́ния — общие обязанности каждого христианина и персональные официальные должности в православных организациях.
Освящение храма, в исторических церквях — обряд освящения здания (помещения), являющийся необходимым условием возможности проведения в нём богослужения — Божественной литургии. Правила освящения восходят к V веку, когда они были рассмотрены и утверждены на IV (Халкидонском) Вселенском Соборе, признаваемом как православной, так и католической церковью.
Елеопомазание — обряд православной и некоторых других Церквей, состоящий в помазании священником лба верующего освящённым маслом — елеем. При этом изображается знак креста, что символически обозначает излияние Божией милости на помазуемого.
Всено́щное бде́ние (также разг. все́нощная (сущ.); в Типиконе церк.-слав. бдѣніе; греч. ’αγριπνία; παννυχις; лат. vigilia) — торжественное, праздничное, общественное богослужение, — установленное чинопоследование в православии, которое при строгом соблюдении устава должно продолжаться от захода солнца до рассвета (примерно с 18 часов до 6 часов — в зимнее время удлиняться, а в летнее — сокращаться). Аналогичная служба в неправославных христианских церквях — см. вигилия.
Освяще́ние ико́н (лат. Benedictio imaginum Iesu Christi Domini nostri, B. Mariam Virginem, et aliorum Sanctorum — «Благословение образа Иисуса Христа, Господа нашего, Пресвятой Марии Девы, а также других святых») — обряд благословения изображений, мозаик, витражей, фресок и другой монументальной живописи в исторических церквях.
Понома́рь (официально Парамона́рь; от др.-греч. παραμοναριος — «приставник», «привратник», «придверник») — служитель православной Церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении. В Типиконе «пономарь» часто обозначается терминами кандиловжига́тель (греч. κανδηλάπτης) и параекклисиа́рх (греч. παραεκκλησιάρχης) (см. главы 1-ю и 2-ю). В России пономарь уважительно именуется — алтарник, а в разговорной речи — дьячок, реже — послушник.
Правосла́вные пра́здники — общецерковные торжества в православии, посвящённые особому воспоминанию священных и чтимых событий, святых и икон Божией Матери. Дни их празднования относятся к годовым (неподвижный и подвижный) и седмичному богослужебным кругам общественного богослужения в Православной церкви.
Литурги́я апо́стола Иа́кова — чин литургии Иерусалимского типа, по преданию, составленный апостолом от 70-ти Иаковом, братом Господним. Чинопоследование сложилось к IV веку. Совершалась в нескольких редакциях во многих Поместных церквях, как халкидонского, так и дохалкидонского толка, вплоть до IX веку. В XIX века возрождена в приспособленном виде в Иерусалимской и Элладской православных церквях. В 1930-х годах усилиями Филиппа (Гарднера) получила распространение в Русской православной церкви заграницей...
Ла́вра (греч. Λαύρα — городская улица, многолюдный монастырь) — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей, имеющих особенное историческое и духовное значение.
Подво́рье — чей-либо дом с относящимися к нему постройками, усадьба. Изначально — постоялый двор для приезжавших в крупный русский город послов, купцов и монахов; позднее — удалённое представительство православного монастыря, архиерея либо поместной церкви.
Богослуже́бный уста́в — совокупность указаний, определяющих структуру и порядок православных богослужений и их сочетаний на все дни года. Книга, в которой устав записан, называется «Типико́н» (греч. Τυπικόν от τύπος — образец, устав).
Служе́бник (греч. Ίερατικόν) — богослужебная книга, славянских православных традиций, предназначенная для священника и диакона. Служебник — непременный атрибут для совершения священником литургии, поэтому еще называется «Литургион». Первоначально служебник назывался «Евхологий» — с греч. «молитвослов», «молитвенник», и включал в себя некоторые чинопоследования из Требника. Значительная часть текстов служебника повторяется в Чиновнике архиерейского священнослужения. Последования этих же служб для...
Кре́стный ход — в православных и восточнокатолических церквях торжественное церковное шествие с большим крестом (от его несения в начале процессии она и получила своё название), иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой (например, в Пасхальную неделю вокруг церкви, в Крещение на водосвятие), или от одного места к другому (например, от храма к реке для освящения воды, от захоронения мученика к освящению нового храма его имени, вокруг городов и т. д.).
Ко́птский обря́д — один из восточных литургических обрядов. Используется древневосточной Коптской православной церковью и Коптской католической церковью. Наряду с эфиопским обрядом принадлежит к александрийской литургической традиции.
Статья — о церковном праздновании. О народной обрядности см. статью Медовый СпасПроисхожде́ние (изнесе́ние) честны́х дре́в Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (греч. Ἡ Πρόοδος του Τιμίου Σταυρού) — православный праздник в первый день Успенского поста — 1 августа по юлианскому календарю. По Уставу относится к малым праздникам «со славословием» и имеет один день предпразднства.

Подробнее: Происхождение честных древ Животворящего Креста
Общественное богослужение (англ. public worship) — богослужение, совершаемое для целого общества верующих, в отличие от богослужения частного, то есть священнодействий, совершаемых для отдельных лиц. Другое название — церковное молитвословие.
Ри́зница (ризохрани́лище) — место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников (прежде всего, риз) и церковной утвари (священных сосудов) — в целом, то же самое, что опистодом в египетском или античном храме.Духовное лицо, заведующее ризницей, называется ризничим, а в кафедральных соборах — это соборный ключарь.
Дарохрани́тельница — священный сосуд, в котором хранятся Святые Дары — Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения. Сообразно этому своему назначению, она является самым священным предметом в христианском храме. Дарохранительницы используются в богослужениях православной, римско-католической и англиканской церквей. В католической практике называется иногда «табернакль» (лат. tabernaculum). Одной из ранних форм, близких дарохранительницам, был «евхаристический голубь».
Кано́нник или полный молитвослов — богослужебная книга, содержащая в себе избранные каноны, акафисты, ежедневное молитвенное правило и последование ко Святому Причащению для церковной и келейной (домашней) молитвы.
Хироте́сия (др.-греч. χειρο-θεσία — «руковозложение», от др.-греч. χείρ — «рука» + др.-греч. τίθημι — «ставить, класть; возлагать») в христианстве — возложение рук с молитвой для посвящения в чин низшего клира — в церковнослужители (в современной практике Православия - в чтецы или иподиаконы). Право хиротесии принадлежит епископам, но в монастырях, согласно 14-му правилу Седьмого Вселенского собора, это также позволяется совершать их настоятелям (архимандритам и игуменам).
«Торжество́ правосла́вия» (греч. το θρίαμβο της Ορθοδοξίας) — праздник в Православных церквях, совершаемый в первую неделю (воскресенье) Великого поста.
Список канонизированных русских князей включает всех прославленных Русской православной церковью (включая Украинскую, Белорусскую и зарубежную) святых, являвшихся членами правящих династий Руси и России.
Настоя́тель (др.-рус. настотєль ← греч. ἐφεστώς от греч. ἐπί (ἐφ) — «на» + греч. στάσις — «расстановка, устанавливание») в Православной церкви — старший клирик прихода или монастыря.
Суббо́та Ака́фиста; также Похвала́ Пресвято́й Богоро́дицы — название праздника и чинопоследования Православной церкви, совершаемого в субботу пятой седмицы Великого поста.
Статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. статью ВоздвиженьеВоздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (др.-греч. ῾Η παγκόσμιος ὕψωσις τοῦ τιμίου καὶ ζωοποιοῦ Σταυροῦ ― Всеми́рное воздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́; церк.-слав. Всемі́рное воздви́женїе чⷭ҇тна́гѡ и животворѧ́шагѡ крⷭ҇та̀; лат. Exaltatio Sancti Crucis — Воздвижение св. Креста; в русском просторечии Здвиженье) — праздник, отмечаемый в исторических церквях, принадлежит к числу господских...

Подробнее: Воздвижение Креста Господня
Дом моли́твы — название богослужебного сооружения (церкви) у евангельских христиан (баптистов, пятидесятников), адвентистов седьмого дня и некоторых других протестантских деноминаций в России. В настоящее время в том же значении чаще употребляется термин «церковь» или «церковное здание», а «дом молитвы» встречается чаще в провинции, чем в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург.
Христиа́нские рели́квии — свято хранимые и почитаемые христиа́нами предметы, мощи и объекты, связанные с событиями прошлого, с атрибутами жизни святых, пророков или Бога. Все христианские реликвии освящены церковью и являются объектами почитательного поклонения, разной степени важности в зависимости от значимости события или святого. Историческая обоснованность многих реликвий иногда подвергается сомнению.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я